Таштыкская культура (I – V вв. н.э.)

Во II в. до н.э. – I в. н.э. в результате войн между гуннами и китайской империей Хань многие народы Центральной Азии покинули свои территории. Часть племен, теснимые гуннами, проникают на Средний Енисей. Большая часть пришлых народов говорила на тюркских языках. В Минусинской котловине они смешались с потомками европеоидного населения тагарской культуры, в результате чего, в I в н.э. возникает новый тип населения, культура которого получила название таштыкской (по раскопкам на р. Таштык, в Хакасии).
Основой хозяйства таштыкского общества, являлось полукочевое скотоводство — разводили лошадей, овец, коров, верблюдов и коз. Появилась домашняя птица – куры и утки. Население таежных районов занималось оленеводством. Развивалось земледелие. Совершенствовались орудия труда. Для обработки земли стали использовать железные мотыги и соху с железным наральником, в которую впрягали домашних животных. Урожай собирали серпами. Зерно обрабатывали на ручных мельницах.
В таштыкскую эпоху железо становится основным металлом. Добыча железной руды производилась во многих местах Минусинской котловины, о чем свидетельствуют многочисленные древние разработки. Металл получали сыродутным способом в печах, сооруженных из камня и глины. Печь загружали поочередно слоями железной руды и древесного угля. Затем нагнетался воздух. После варки печь разламывали и извлекали пористый комок железа – крицу. Крицу проковывали молотом для удаления содержащихся примесей.
Таштыкские кузнецы создавали разнообразные орудия труда, оружие и предметы конского снаряжения. Из меди и бронзы отливали украшения одежды и конской сбруи.
Власть в таштыкском общество принадлежала племенным вождям и старшинам, которые являлись и военными предводителями. Опорой их власти служила обособляющаяся аристократическая группа богатых воинов-всадников. Военные столкновения между племенами были постоянными явлениями. Войны велись с целью захвата рабов, лучших пастбищ, скота.
Для таштыкской эпохи характерны два вида погребальных сооружений – грунтовые могилы и склепы. На раннем этапе умерших хоронили в деревянных срубах, опущенных на дно грунтовых ям. В одной могиле 1-4 погребенных. Позднее стали воздвигать каменные склепы сложной конструкции, служившие усыпальницами для большого количества умерших (от десяти до ста и более).
Захоронения совершались, в основном, летом и осенью. Умерших до этого времени сохраняли в своеобразных «домах мертвых». Затем трупы мумифицировали, либо сжигали и помещали их останки в кожаные чучела-манекены, имитирующие покойного. В могилы ставили много глиняной и деревянной посуды, клали миниатюрные копии реальных предметов. На головы мумий и манекенов накладывали маски.
Традиция изготовления погребальных масок является яркой отличительной чертой таштыкской культуры. Маски лепили из глины и гипса. Формой служила кожаная болванка, моделировавшая голову человека. Далее маски расписывали красной и черной красками. Росписи сохранились лишь на немногих из них, так как склепы предавались огню. Изготовление масок и погребальных кукол связано с представлениями о возрождение души после смерти.
Традиции искусства тагарской культуры находят продолжение в таштыкское время — отдельные сюжеты звериного стиля доживают в переработанном виде до этой поры. В то же время таштыкское искусство имеет свои самобытные черты и особенности. Высоко было развито искусство скульптуры – изображения человека, зверей и птиц создавались в дереве, кости, бронзе, глине и камне. В таштыкском искусстве нашла широкое отражение тема войны. На скалах и курганных камнях много изображений пеших и конных воинов, сцен сражений.