Минусинский некрополь как часть мемориальной культуры

Представляем результаты работы сотрудников Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, проведённой в первой половине 2019 года в рамках проекта «Архитектурному наследию – руку помощи» (Информационно-издательского агентства «Надежда и Мы»), по изучению и описанию части надгробных памятников Минусинского некрополя. Здесь можно найти не только краткую информацию о тех, кому установлены те или иные надгробия, но и смысловое значение тех или иных символов, изображений на надгробиях. Автор – зав. издательским отделом В. Г. Чернышёва.

Некрополь с древнейших времён является существенным компонентом духовной культуры, объектом, содержащем в себе важнейшую информацию о культурном наследии, носителем памяти истории минувших поколений.

Такими островками памяти прошлых столетий в Минусинске являются Старое городское кладбище, история которого насчитывает более 160 лет, Новое, еврейское кладбище, существующее с начала XX века и мусульманское.

Во второй половине XIX в. городе существовало три кладбища, одно из них, границы которого с одной стороны проходили вдоль современной ул. Затубинской, захватывая правую сторону улицы Октябрьской, к тому времени уже было закрыто. Здесь нашёл упокоение ссыльный декабрист Николай Осипович Мозгалевский. Два других находились на северо-восточной стороне города. Частично территория этих двух некрополей вошла в состав современного Старого городского кладбища. Первый находился между нынешними улицами Кравченко и Мартьянова в черте улицы Утро Сентябрьское и к 1853 году был запланирован к закрытию. Вероятно, именно здесь был похоронен в 1854 г. ещё один декабрист, живший на поселении в Минусинске – надворный советник Николай Александрович Крюков. Его западная и юго-западная части попала в советское время под застройку (гаражи АК-1517), а его северо-восточный угол остался на территории Старого кладбища. Второй новый запланированный погост с кладбищенской церковью располагался восточнее у дороги в д. Большую Иню. Кладбищенская Сретенская церковь была построена в 1864-1866 гг. С 1868 года при церкви была отведена земля под кладбище и в 1871-1875 гг. году обнесена кирпичной оградой. В настоящее время основная его часть вошла в состав Старого городского кладбища, ещё сохранившая захоронения конца XIX века. Тем не менее, частично его территория попала под застройку частного сектора (начало улиц Спартака и Невского) и дорогу (ул. Штабная). Пространство между двумя кладбищами постепенно было занято захоронениями, а дорога на Б. Иню стала проходить по нынешней улице Комсомольской.

На территории Минусинского некрополя нашли последний приют жители Минусинска разных религиозных конфессий и национальностей – крестьяне, мещане, служащие городских, окружных учреждений, военные чины, купцы и дворяне, священнослужители, городские головы и ссыльные, общественные деятели, участники революционных событий и Великой Отечественной войны. Одни могилы сохранились, другие утрачены со временем. Здесь нашёл упокоение в феврале 1896 г. 42-хлетний внук героя Отечественной войны 1812 г. А. В. Вяземского, потомок древнего русского княжеского рода, смотритель горных работ на Кызаских золотых приисках, князь Владимир Васильевич Вяземский. Где-то под безымянным деревянным столбиком покоится прах графини Веры Ивановны Тарновской (урожд. Косоуровой), умершей в 1970-е годы в Минусинском интернате для престарелых. Минусинский некрополь стал вечным домом для епископа Минусинской епархии о. Димитрия Вологодского, основателя Минусинского музея Н. М. Мартьянова и многих других, чьи имена вписаны в историю города и Сибири.

Минусинский некрополь – это своеобразное зеркало, отражающее традиции мемориальной культуры конца XIX-нач. XX вв. Здесь встречаются как традиционные простые надгробные плиты антропоморфной формы на треугольном постаменте и на прямоугольной кирпичной кладке (имитация саркофага), так и более сложные двух-, трёх-, четырёхчастные надгробные памятники в виде часовенного столба (тип часовня) с обилием декоративных деталей и эпитафиями, обелиски, стелы, выполненные как местными камнерезами, так и изготовленные в мастерских Екатеринбурга, Москвы и в мастерских итальянского камнереза Д. Ридольфи, известного в нач. XX в. в Енисейской губернии.

Одним из самых распространённых и популярных надгробий конца XIX-нач. XX вв. – это крест, выполненный в самых разных вариациях: ажурные, кованные типа крест на постаменте и «крест, проросший из дерева с усечёнными ветвями» из песчаника, мрамора и лабрадорита. В начале XX века в мемориальной культуре минусинцев появляется образ плакальщицы, скорбящей женщины, попавший из Европы и распространившийся в России в эпоху классицизма. Надгробия из песчаника с барельефным изображением коленопреклонённой женщины у алтаря (надгробия) под аркой, увитой пассифлорой, сохранившиеся до настоящего времени, невольно притягивают взор посетителя некрополя.

Самыми необычными и эксклюзивными для Минусинского некрополя являются надгробные памятники нач. XX в. — статуя Спасителя на постаменте из белоснежного мрамора и стела в виде колонны с каннелюрами, увенчанная кубом с перевёрнутым сердцем и др.