Белорусы

Первое появление белорусов в Приенисейском крае относится к началу XVII в. В отряде основателя Красноярского острога воеводы Андрея Дубенского некоторые его сотоварищи были «литвинами», т. е. выходцами из Великого княжества Литовского.

В XIX в. белорусы попадают в Енисейскую губернии преимущественно в качестве ссыльнопоселенцев, в частности, после польского восстания под руководством К. Калиновского 1863 г., среди участников которого оказалось немало белорусов. Появляются и первые белорусские селения, такие как заимка Поляны (1832) и с. Усть-Берёзовка (1855). В конце XIX в. белорусскими крестьянами были образованы деревни Белорусская, Виленка, Минское, Смоленка. Однако в целом численность белорусов оставалась незначительной — 455 чел. (1897 г.).

По настоящему массовой миграция белорусов становится в первые десятилетия XX в. во время проведения Столыпинской аграрной реформы.

Именно в этот период возникли десятки белорусских поселков в Ачинском, Красноярском и Канском уездах Енисейской губернии. Помимо притока земледельцев численность белорусов в регионе резко возрастает из-за беженцев и эвакуированных в годы Первой мировой войны. Общее их число достигло к 1920 г. почти 30 тысяч человек. В середине 1920-х гг. белорусы составляли большинство жителей 27 сел, 197 деревень, 89 поселков и 434 хуторов. На их долю приходилась почти треть всех крупных национальных поселений Красноярского края.

Значительная миграция белорусов в Сибирь приходится на послевоенные годы. Тысячи молодых людей Белорусской ССР по оргнабору, комсомольским путёвкам или послевузовскому распределению отправлялись в Красноярский край на строительство Красноярской ГЭС, алюминиевого завода и других гигантов индустрии.

В 1970-1980 гг. численность белорусов на территории Красноярского края стабилизировалась на уровне 27-30 тыс. чел. Последующее десятилетие оказалось самым сложным в жизни белорусской диаспоры. Политические перипетии и ухудшение социально-экономического положения привели к значительному снижению рождаемости, увеличению смертности населения, миграции на историческую родину, а также к смене национальной идентичности, особенно среди молодежи. Следствием всего этого стало резкое – трёхкратное — уменьшение численности белорусов Красноярья за период с 1989 по 2010 гг.

Традиционные занятия

Белорусы — исконные земледельцы. Они выращивали такие традиционные сельхозкультуры, как рожь, пшеница, овёс, ячмень, картофель, лён, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота и рыболовство.

Среди традиционных промыслов и ремёсел — изготовление рогож, циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Популярно было ткачество, кузнечное дело.

Традиционное жилище

Среди сельских поселений преобладали деревни — вески (от 5 до 100 дворов) уличной планировки. Ремёсла и торговля сосредоточивались в местечках.

В XIX — нач. XX вв. распространились выселки и хутора. Основными типами усадеб были венковая (хата и хозяйственные постройки создавали замкнутый двор) и погонная (все постройки ставились в ряд). Близ жилья строили амбар (клеть), навес для дров (паветка), сараи для скота (хлявы), вдали от жилья — гумно, сарай для сена.

Наиболее распространённое жилище (до XX в.) — деревянная срубная хата, чаще с двускатной крышей (из соломы, камыша, дранки, досок). Внутри дома в углу у двери стояла печь, по диагонали от неё в красном углу — стол, вдоль двух смежных стен — полати.

Национальный костюм

Традиционная одежда белорусов представляет собой единый комплекс. Мужчины носили полотняную навыпуск рубаху до колен, цветной шерстяной пояс, безрукавку из цветного сукна, холщовые (зимой — суконные) штаны. Материал для костюма был домотканый. Головные уборы — валяная или меховая шапка зимой, соломенная шляпа с широкими полями (брыль) летом.

Женский костюм состоял из туникообразной рубахи, на которую надевалась понёва, сшитая из суконных полотнищ, или андарак — шерстяная юбка в разноцветную клетку или полоску. Поверх юбки надевали передник и цветной пояс. Обязательным атрибутом была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшенная в праздничной одежде. Головной убор девушек — венок с налобником — орнаментированной повязкой из ткани; замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур).

Верхней одеждой у мужчин и женщин служила суконная свитка. Зимой — белые недублёные или охристо-красные дублёные кожухи и полушубки. Традиционная обувь — лапти из лыка или лозы, кожаные постолы; зимой — валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.

Национальная кухня

Национальная белорусская кухня имеет свою специфику — большое количество блюд из картофеля и предпочтение свинины при приготовлении мясных блюд. Готовились печисты, жаркое, верещака, студень, мочанка. Последнее блюдо представляло обжарку свиных рёбрышек и колбасы с мукой, которую ели обычно с блинами.

Очень распространены блюда из муки, круп и овощей. Это были блины, оладьи, затирка, молочные беленые супы, кулеш, солодуха, бураки, драники, клёцки, разнообразные поливки, холодники и др.

Повсеместно заготавливали продукты впрок — солили, квасили, коптили, сушили. Традиционные напитки — различные квасы, узвары, а также молоко.

Данные официального портала Красноярского края, «Этноатлас Красноярского края»

http://www.krskstate.ru/about/narod/etnoatlas/0/eid/15