«Русский язык: из XIX века - в XXI»

            Научная библиотека музея в июне 2018 г. получила поддержку фонда М. Прохорова в реализации проекта «Русский язык: из XIX века - в XXI» (открытый благотворительный конкурс «Новая роль библиотек в образовании»). Партнёром научной библиотеки выступит Гимназия № 1 г. Минусинска.

            В рамках проекта будет создана дополнительная образовательная программа по русскому языку на основе учебных пособий XIX-н. ХХ вв. из фонда научной библиотеки музея. Также сформируются электронные версии учебных пособий XIX-н. ХХ вв.  Информация о реализации проекта, материалы (в свободном доступе) будут публиковаться на сайте музея им. Н.М. Мартьянова и Гимназии № 1.

Календарно-тематический план по реализации проекта 2018-2019 г.

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Русский язык: из XIX века - в ХХI»

Занятие 1

В День знаний – 1 сентября в читальном зале библиотеки музея состоялось первое занятие «Как учились в Минусинске в кон. XIX-нач. ХХ вв.»  в рамках реализации проекта.

Учащиеся 10 класса «А» Гимназии № 1 в увлекательной форме узнали об истории образования в Минусинске.  В занятии был применен интерактивный приём: учащиеся листали учебники кон. XIX-нач. ХХ вв., по которым занимались в учебных заведениях города (Минусинское Высшее женское начальное училище, Женская прогимназия, Учительская семинария). Увидели наглядные пособия, из фондов минусинского музея, которые использовались как учебные.

  

Как учились в Минусинске в кон. XIX-нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея им. Н.М. Мартьянова).

Список печатных и рукописных изданий для занятия № 1 «Как учились в Минусинске в кон. XIX-нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея).

Перечень предметов для занятия № 1 «Как учились в Минусинске в кон. XIX-нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея).

 

Занятие 2

Второе занятие «Сравнительный анализ учебников русского языка XIX-XXI в.» состоялось 10 сентября в Гимназии № 1. Учащиеся 10 класса в течение урока знакомились с учебниками по русскому языку из библиотечного фонда музея. Свои впечатления учащиеся изложили в письменном виде. 

Учащиеся работали с учебниками:

1. Анастасьев А. Письменные упражнения для учащихся в начальных школах и дома. Чистописание, правописание и письменное изложение мыслей. Второй год обучения. Изд. 3-е, испр и доп. – Казань: Центральная типография, 1907.

2. Афанасьев П.О., Шапошников И.Н. Учебник русского языка для начальной школы. Грамматика и правописание. Часть 2. – М.: Учпедгиз, 1934.

3. Бархударов С. Г. Грамматика русского языка. Часть II. Синтаксис: учебник для неполной средней и средней школы. – М.: Учпедгиз, 1941.

4. Вахтеров В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению. Изд. 3-е. – Иркутск, 1919.

5. Водовозова Е.Н. На отдыхе: иллюстрированные рассказы. – СПб., 1880.

6. Костин Н.А. Учебник русского языка для начальной школы. 2-й класс. Грамматика, правописание, развитие речи. Изд- 12-е. – М.: Учпедгиз, 1964.

7. Половников О.Н. Новая русская скоропись. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1888.

8. Поляков В.Г., Чистяков В.М. Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Учпедгиз, 1947.

9. Практическая этимология русского языка в образцах и задачах / Сост. Ф. Абраменко. 29-е изд. – М., 1917.

10. Старо-славянская грамматика / Сост. М. Колосов. Изд- 28-е. – Киев, 1904.

Работы учащихся.

   

 

Занятие 3

        10 октября 2018 г. учащиеся 10 класса участвовали в орфографическом практикуме «Особенности изучения правописания: исчезнувшие буквы русского алфавита». Учащиеся с интересом прослушали информацию о реформе русского языка 1917 года, когда из алфавита были исключены такие буквы, как ять (ѣ), ижица (V), фита (Ѳ), ер (ъ).

В практической части занятия учащиеся перьевыми ручками и гусиными перьями написали тексты из учебных пособий н. ХХ вв.

Свои впечатления учащиеся изложили в письменном виде.

Учащиеся работали с учебными пособиями:

1. Гербач В. Прописи правописания: сборник каллиграфически исполненных примеров на важнейшие орфографические правила: учебное пособие для самостоятельных занятий учащихся в школе и дома. 17-е изд. – СПб.: Паровая скоропечатня М.М. Гутзаца, 1911.

2. Зачиняев А. Практическая грамматика (орфографическая пропись). Часть 1. – СПб.: Типография Т-ва «Художественная печать», 1913.

3. Островская М. Изучение правописания по способу списывания. Вып. II. – СПб.: Типография Т-ва «Общественная польза», 1911.

4. Прописи прямого письма для начальных училищ. Вып. II / Сост. П.Е. Ельцов, А.Г. Миронова, М.И. Назаров. – М., 1913.

Работы учащихся.

    

Изучение правописания.

Новое русское правописание.

Практическая грамматика.

Прописи прямого письма.

Особенности правописания.

 

Занятие 4

16 ноября 2018 г. состоялось занятие № 4 – практикум «Комплексный анализ текста «Облик Минусинска XIX в.» по  печатным изданиям научной библиотеки музея им. Н.М. Мартьянова».

Учащимся для работы был представлен текст «Город Минусинск», автором которого является князь, Минусинский окружной начальник Николай Алексеевич Костров. Текст был напечатан в Записках Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (кн. II), 1856 года издания.

Для работы с текстом были подготовлены вопросы и словарь-подсказка.

Задание к тексту Н. Кострова «Город Минусинск»

Костров Николай Алексеевич.

Облик минусинска XIX века.

Словарик – подсказка.

Записки Сибирского отдела.