Аптара – главное украшение тувинского жилища

Одним из основных и старейших видов мебели у кочевников были сундуки — аптара. Они представляют собой различные по видам, назначению и оформлению деревянные ящики с открывающейся вверх плоской крышкой. Как правило, для изготовления мебели тувинские мастера-резчики использовали лиственницу или кедр. Так как тувинцы вели кочевой образ жизни, все предметы домашней утвари хорошо приспособлены к транспортировке. В комплект мебели входили низкие деревянные кровати и столики, буфет, шкатулки и сундуки-аптара, которые являлись самыми красивыми украшениями интерьера. В юрте хозяева размещали аптара на самом почётном месте, которое называется «дɵр» и находилось прямо против входа. Ставили аптара не на пол, а на специальные тумбы, составляющие с сундуком единый комплекс, либо на отдельные ножки-стойки. В сундуках хранили праздничную одежду и ценные вещи. В юрте обычно находились один или два аптара с цельной крышкой, предназначенные для ценных и зимних вещей. Средний по размеру сундук имел крышку где открывается только половина. В таких ящиках хранили демисезонные вещи. Они имели разные размеры, от маленьких до средних. Жизнь кочевников в постоянно меняющейся обстановке определяла и требования к изобразительному искусству, стремление разнообразно и богато украсить почётное место и размещенные на нём предметы мебели. Мебель в юрте красили в красный цвет. Краску получали из коры лиственницы, которую варили в течение дня. В результате получалась очень густая красная жидкость, которой и красили сундук. Затем аптара расписывалась орнаментами, символизирующими богатство, плодородие, процветание, продолжение рода. Сундуки ставили таким образом, чтобы была только одна его сторона, покрытая росписью. Орнаменты отличаются чистотой и яркостью цветовых решений. Переход от одного цвета к другому обязательно осуществлялся постепенно, через оттенки. Сочетания разных чистых тонов не разрешалось. Эта особенность позволяла добиваться впечатления объемности орнамента, которая характерна для тувинского, а также бурятского, калмыцкого и монгольского орнаментального искусства. Для орнаментации применяли роспись – одноцветную и многоцветную, плоскостную и объемную. Многоцветные росписи выполняли масляными красками, одноцветные – «золотом», «серебром», бронзовым и алюминиевым порошком. Еще одна характерная особенность тувинских росписей «переплетение» декоративных элементов, которое создаёт ощущение рельефности узора.

Некоторые предметы мебели тувинцев были оснащены выдвижными ящиками. Шургуулдалыг аптара — сундук с одним выдвижным ящиком был предназначен для хранения праздничной одежды и женских головных уборов. Тувинская семья имела от двух до четырёх таких ящиков. Женщины хранили украшения в маленьких шкатулках – кункур-баа. А в комоды – шургуулда убирали чистую повседневную одежду. Специальные ящики-пеналы для религиозных книг-судур назывались кункурбаа.

Варианты композиционных решений декора росписей аптара весьма устойчивы, можно выделить лишь несколько основных. Строгость самых сложных узоров, подчиненных продуманной симметрии, связывает декор росписей с ковровыми композициями. Центр акцентирован четко выраженным сравнительно крупного размера центральным узором, составляющим основу композиции. Как правило, это орнамент, который называется «аяк-хээзи» или «пиаловый узор». Считается, что традиционную тувинскую пиалу клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности. Внутри получившегося круга рисовали крест с загнутым под прямым углом концами и другие геометрические композиции.

Каждое изображение в тувинском изобразительном искусстве имело свой смысл и зачастую мистическое значение, а потому считалось священным. Значительное влияние на орнаменты оказало распространение буддизма. На одном из сундуков из коллекции Минусинского музея имени Н. М. Мартьянова посетители могут увидеть изображение слона. Слон в буддизме – священный символ благополучия, верности, мудрости и терпения. Его белый цвет означает беспорочность и святость. Также известно, что некоторые тувинские мастера, стараясь угодить вкусам знатных заказчиков, подражавших быту маньчжуро-китайских чиновников, машинально копировали китайские образцы живописи, например, этикетки на плитках чая, рисунки на коробках с табаком и прочее. Поэтому на предметах быта, в одежде тувинского народа встречается немало стилизованных изображений дракона, тигра, слона и оленя.