Китайские акварели

Китайские рисунки в коллекции Минусинского музея имени Н. М. Мартьянова – это часть акварельного этнографического атласа, который был подарен музею в конце XIX века Д. М. Мельниковым. Он служил в русской чайной фактории Фучжоу. Атлас наглядно демонстрирует культурные традиции и этнические особенности жителей Китая.

Графические работы выполнены в бытовом жанре, где типы-портреты людей представлены в момент действия. Лица героев прорисованы чётко, но схематично и обобщенно.

Художественный язык произведений довольно аскетичный и условный. Для него характерна простота силуэтов, обобщенность форм, насыщенные цвета используются в совокупности с пастельными тонами. В некоторых работах отсутствует пейзажный фон, т.е. окружающее персонажей пространство никак не обозначено. Внимание сосредоточено именно на человеке и его деятельности в момент времени. Художественных элементов и изображений, отвлекающих внимание от основного действия в таких произведениях нет. Исключение составляет цикл изображений торговых рядов и лавок. На этих рисунках заполнено всё пространство, как того требовал замысел художника.

Особый интерес вызывают рисунки, основой для которых служит рисовая бумага – материал очень чувствительный и не допускающий никаких исправлений. Тем более, художники в основном пользовались тушью и водяными красками, акварелью. Эти произведения также выполнены в бытовом жанре. На них изображены люди за уборкой урожая, посадкой риса, вкушением даров природы. Фигуры людей представлены на фоне пейзажа, прорисованного чёткими линиями поверх расплывчатых очертаний красочного слоя. Художественный язык произведений довольно богатый и сложный, а о высоком мастерстве автора говорит искусное владение разбавленной тушью.

Все изображения по традиции имеют повествовательный текст на обороте – иероглифическое письмо.