Когээржик – фляжка для молока, араки и кумыса
Когээржик – фляжка для молока, молочной водки «араки» и кумыса – одно из уникальных явлений материальной и духовной культуры тувинцев. Нередко эти сосуды из кожи сравнивают с произведениями искусства. Когээржики привлекают к себе внимание замысловатой формой, приятным коричневым цветом и оригинальными орнаментами, имеющими символическое значение. Самые простые из них имеют форму обычного мешка. Их шили тувинцы-оленеводы из кожи целиком снятой с ноги косули или задних ног лося. Такие незаменимые в быту сосуды использовали для хранения молока Когда ими не пользовались, то набивали полости иглами лиственницы или кедра, чтобы сохранить форму, и подвешивали к жердям чума. Технология искусной обработки кожи скотоводам-кочевникам была знакома издревле. На изготовление когээржиков шла кожа быков и яков. Её в течение нескольких дней вымачивали в особой кисломолочной жидкости, оставшейся после перегонки напитка, который называется «хойптак». Затем с кожи счищали шерсть и мездру, делали выкройку двух половин фляги и давали заготовке подсохнуть. На этом этапе на будущем когээржике выдавливали узор. Делали это с помощью специальной деревянной матрицы и стержня. Затем половины сшивали специальным швом, который даже имеет своё название – истыктап даараары, выворачивали сосуд наизнанку, туго набивали землёй, соломой или навозом и подвешивали над очагом для копчения. В итоге получался незаменимый в быту кочевников, красивый и термостойкий кожаный сосуд. В зависимости от размера они делятся на три группы: когээр – сосуд большого размера, высотой около 1,5 м, емкостью до 200 литров; когээржик – сосуд среднего размера, высотой от 20 до 50 см, емкостью до 2-3 литров. Хойлаарак – самый маленький сосуд, который носили за пазухой. Высота хойлаарака достигает от 5 до 20 см., емкость – примерно до 0,3-0,5 литров.
Высота когээржиков варьируется в пределах 20 – 50 см, а ёмкость достигает двух литров. Особый интерес вызывают нанесённые на когээржики орнаменты. В центре фляги находится крупный традиционный узор, окаймлённый по краям бордюром в виде пунктира, линейного пояска, зубчатой полоски или меандра. Мотивы центрального изображения представляют собой силуэты голов животных и буддийских символов, чаще всего – это крестообразные розетки из четырёх ромбовидных спиралей, фигуры с роговидными ответвлениями на концах или парноспиральные узоры. Исследователи считают, что именно на когээржиках сохранились и дошли до наших дней самые древние виды тувинских орнаментов.
Орнамент в центральной части сосуда называется «аяк хээзи», что переводится как «узор пиалы». Он имеет круглую форму, с различными элементами узора внутри и является одним из самых распространённых орнаментов в культуре тувинцев. Орнамент справа и слева от центральной части называется «кошкар майзы», что переводится с тувинского как «бараньи рога». Считается, что этот узор был унаследован из искусства древних кочевников. Он встречается на утвари скифских племён раннего железного века. Деревянные пробки, которыми затыкали когээржики, назывались «дошка». Они прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Изготавливалась дошка в виде традиционного орнамента «бесконечного узла счастья».
н.с. А. А. Охальников