Коренное население Минусинского котловины – хакасы. Традиционным для этого этноса занятием является полукочевое скотоводство. Богатство хакасского населения определялось наличием табунов и количеством скота. Разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, поэтому хакасы называли себя трёхстадным народом. Примечательно, что до начала ХХ века в домашнем хозяйстве этого этноса козы и свиньи практически не держались. Из-за блеянья козы и рытья земли свиньями их относили к дьявольским созданиям Эрлик-хана. В особом почёте были лошади. Их использовали как верховое и вьючное животное, а также для получения молочных продуктов. Из шкур изготавливали различные предметы домашнего быта. Конские волосы использовались на охоте и рыболовстве, а также из них свивали арканы. В фольклоре хакасского этноса конь выступал всегда верным другом и спасителем хозяина. Баи предпочитали разводить коней определенной масти, что отразилось в хакасском языке. Всего названий оттенков мастей лошадей насчитывалось до 90. Клички коням давали по масти. Например: белолобый (хасха), рыжый (позырах) и др.  В табуне лошадей ловили при помощи лассо — «урух» или укрюка — «ур агас», который представлял собой длинный тальниковый шест с закрепленной петлей аркана на конце. Рабочих лошадей зимой содержали на подножном корму, а чтобы они не ушли в открытую степь, их привязывали к колу. Доение кобылиц производилось три раза в день подпуском жеребят. Весной в конце апреля и начале мая, до наступления жарких и знойных дней, производилась обработка лошадей. Им обрезали гривы и хвосты, ставили тавро. Молодых жеребцов, 1,5-2 годовалых, кастрировали. До XIX в. наиболее распространенным молочным напитком являлся кумыс. Во время праздников устраивали конные скачки со значительным пари. Это являлось одним из основных развлечений хакасских баев. Немаловажное место в жизни хакасов занимало разведение крупнорогатого скота. Крупный рогатый скот держали для мяса, так и для получения молочных продуктов.  Молочные блюда были основой летнего рациона, и всего их насчитывалось до 40 видов. Из шкур скота шили одежду и обувь, также изготавливали предметы домашнего обихода. Овцеводство являлось третьим основным звеном в хозяйственном цикле хакасов. Баранина у коренного населения Хакасии является одним из излюбленных блюд. Из овечьей шерсти изготовляли зимнюю одежду и войлок, который широко применялся в домашнем быту. Богатые нанимали для себя чабанов на год, а середняки — на лето. Весной во время окота за овцами ухаживали сами хозяева и члены их семьи, так как они не полностью доверяли чабанам. В некоторых случаях баи нанимали за присмотром ягнят детей бедняков. Манекен такого чабана сегодня встречает посетителей Минусинского музея в экспозиции «Этносы Саяно-Алтая». Фигура сама по себе является удивительным артефактом, связанным с историей музея. Её сделали в числе 13 других манекенов в далёком 1891 году. Их лица – копии лиц живых людей, представителей коренного населения Минусинского округа. Одет пастух в национальную рубаху, подпоясанную кушаком, на ногах штаны и сапоги. За поясом находится плеть для погона скота (хамчы).

В 1891 году Минусинский музей обогатился манекенами, один из которых – шаман – работы московского скульптора И. И. Севрюгина. Ещё 12 фигур изготовлены в Минусинске. Головы этих манекенов, в том числе хакасского пастуха, сделаны из гипсовых масок, снятых с живых людей. Маски раскрашены и загримированы естествоиспытателем и археологом И. Т. Савенковым и художницей М. А. Ефстифеевой.

Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, но делалась она намного короче и посередине спины не вставлялись клинья. Поясная одежда состояла из нижних и верхних штанов. Одежду шили из местных, а также хлопчатобумажных тканей фабричного производства, праздничная – из шелка. Предпочитали красные, синие, зеленые, коричневые, бордовые и черные ткани, а желтый не любили – он ассоциировался с духами болезней (малярии и желтухи). Одежда служила также и оберегом, поэтому существовало немало предписаний, примет и запретов с ней связанных. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать. В противном случае мужчина мог заболеть.

В традиции хакасов прослеживается особое отношение хакасов воротнику (мойдырых), который был отложным, с длинными концами. Застёгивался воротник на одну пуговицу (марха). И воротник и пуговицы считались хранителями души человека. При продаже одежды пуговицы полагалось отпороть. Впрочем, продажа личной одежды была нежелательным действием, поскольку, по поверью, могло уйти счастье.

Научный сотрудник А. А. Охальников