Манекен хакаской девушки – один из самых интересных и старинных предметов этнографической коллекции. Он представляет собой фигуру молодой незамужней женщины в повседневной одежде енисейских татар (так называли местное коренное население в XIX веке). Манекен был изготовлен специально к Всемирной выставке в Париже 1900 года. В июне 1898 года Минусинский публичный музей получил от вице-председателя Русского Географического общества Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского приглашение на участие этом грандиозном событии, и предложение посодействовать в сборе экспонатов, характеризующих природу, население и древнюю историю южной части Енисейской губернии. В первую очередь требовались экспонаты, отражающие быт инородческого населения «преимущественно одежду, домашнюю утварь и жилище». В подготовке принимал участие ссыльный, этнограф Евгений Константинович Яковлев. Он ездил по Минусинскому округу, производил фотосъёмку и давал ценные указания. В итоге, по фотографиям хакасов, отправленных Минусинским музеем, в Санкт-Петербурге были изготовлены четыре манекена. Работала над их созданием женщина-скульптор. К сожалению, история не сохранила её имени. Группа манекенов представляла камлание шамана в юрте над пожилой женщиной, где девушка-хакаска выступает в качестве зрительницы. Девушка одета в традиционную рубаху из светлой цветной ткани, на ногах мягкие сапоги из чёрной кожи, голову прикрывает платок, волосы собраны в множество косичек (сÿрмес) – признак девичества. Видевшие манекены исследователи и организаторы Всемирной выставки были очарованы и в письмах к основателю музея Н. М. Мартьянову писали, что не видели таких манекенов ещё ни в одном музее Европейской России. В Париже коллекции Минусинского музея экспонировались с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Они размещались в павильоне Азиатской России в саду Трокадеро в отделе «Окраины России». По итогам Минусинский музей получил серебряную медаль и диплом, подписанный генеральным комиссаром Альфредом Пикаром и министром торговли, промышленности, почт и телеграфов Александром Мильераном. Предметы этнографии и группу манекенов комитет Всемирной выставки пожертвовал Минусинскому музею, посетители которого и 120 лет спустя могут видеть хакасскую красавицу среди экспонатов.

Женская рубаха, как и мужская, на груди и на спине собиралась в мелкие складки и была длинной – до пола. Воротник – отложной, с длинными концами, застёгивался на одну пуговицу. Шили рубахи из цветной ткани и шёлка.

В моде у хакасских женщин, кроме круглых шапок с околышем, были и платки. Особенной популярностью пользовались платки с цветным узором. Зимой их носили вместе с шапкой, как шаль, подобно русским крестьянкам.

Женскую кожаную обувь шили с каблуком или без каблука. В данном случае представлены сапоги без каблука, так как передние швы обуви с каблуком обшивали бисером, нанизанным на нитки из сухожилий. Зимние сапоги шили шерстью во внутрь. Обувь носили с чулком из овечьей шерсти, который называется «ух».

Научный сотрудник А. А. Охальников