Манекен хакасского охотника

В хозяйстве коренных народов Южной Сибири: хакасов и тувинцев, значительное место занимала охота. Юношей приучали к ней с 15 лет, а к возрасту совершеннолетия они уже становились самостоятельными охотниками. Промысел имел сезонный характер. За зверем уходили артелями по 4-5 человек. Использовали охотники самострелы, установленные на звериных тропах, до 30 видов капканов, а с середины XVIII века в обиход стало входить и огнестрельное оружие. Посетителям музея имени Н. М. Мартьянова наглядно познакомиться с этим промыслом помогает манекен хакасского охотника. История его появления в коллекции музея связана с одним из триумфальных для русской культуры событием. Накануне смены девятнадцатого и двадцатого столетия, в июне 1898 года Минусинский публичный музей получил от вице-председателя Русского Географического общества Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского приглашение на участие во Всемирной выставке в Париже. На основе фотографических карточек коренного населения Минусинской котловины – хакасов, выполненных ссыльным этнографом Евгением Константиновичем Яковлевым, женщина-скульптор из Санкт-Петербурга создала группу из четырёх инородцев, которые вместе с археологической, ботанической и геологической коллекцией выставлялись в столице Франции в 1900 году. Фигуры на фоне интерьера хакасской юрты изображали обряд камлания шамана над больной старухой. Охотник выступал в качестве помощника шамана: подавал ему трубку и ковш с водой. Русские павильоны на Всемирной выставке в Париже произвели фурор, они стали самыми посещаемыми и завоевали множество наград. Серебряной медалью и дипломом была отмечена и экспозиция с шаманом. По итогам, в 1901 году выставочный комитет решил передать этнографические предметы и манекены в Минусинский публичный музей, где они и по сегодняшний день служат делу просвещения и сохранения исторического наследия Сибири. Поменялась только роль молодого хакаса – из помощника шамана он со временем превратился в охотника. Его голову украшает шапка с меховым околышем, из-под ворота шубы виднеется традиционная рубаха с отложным воротником на одной пуговице, на ногах сапоги с узором в виде растительного орнамента. В руках охотник держит трубу (пыргы), с помощью которой таёжные охотники приманивали самцов-маралов.

Зимним головным убором у мужчин-хакасов служили круглые меховые шапки с околышем. Использовали мерлушку – шкурку ягнёнка грубошерстной породы овец, который не достиг 30-дневного возраста. Верх шапки иногда делали из ткани. Некоторые хакасские баи имели шапки из меха бобра, соболя и выдры, с высоким околышем и тульей.

Мужская шуба у хакасов называется «тон». Её делали из овчины. Передний подол был короче, чем задний. Кроилась шуба в талию, с узкими клиньями на спине, расширявшимися к подолу. Рукава вшивались с глубокой проймой. К её концам пришивали меховую опушку, прикрывавшую кисти рук. Воротник делали из меха, круглым и отложным. На изготовление воротника обычно шла овчина, только зажиточные хакасы могли использовать мерлушку или мех выдры. Подол и левую полу шубы отворачивали полоской меха. Шуба запахивалась направо и подпоясывалась. В ходу так же была короткая шуба, которая называлась «содан тон» и шуба сшитая по русскому крестьянскому покрою.

Пыргы представляет собой деревянную трубу, склеенную из двух конусовидных пластин и стянутую обручами из бересты или тальника. Издаваемый им звук напоминает призывный зов марала или лося, поэтому хакасские охотники использовали его в качестве манка на крупных животных. Трубили в пыргы в сумерках, вечером и на рассвете, чтобы бегущий зверь не разобрался в ситуации. После удачной охоты звероловы, приближаясь к аалу, победно трубили в пыргы. Женщины и дети, услышав эти звуки, с радостью выбегали их встречать. Сегодня пыргы полюбился музыкантам, которые используют его в концертной деятельности.

Научный сотрудник А. А. Охальников