А. В. АДРИАНОВ — УЧЁНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, АРХЕОЛОГ

15 августа свой профессиональный праздник отмечают археологи. Археология — (от греческого archaios — древний и logos — учение) — наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова представляет публикацию, посвященную крупнейшему  исследователю Северной и Центральной Азии, археологу, этнографу, путешественнику, публицисту, общественному деятелю и просветителю Александру Васильевичу Адрианову (1854-1920 гг.).

Родился А. В. Адрианов 26 октября (7 ноября) 1854 г. в слободе Белозерской Курганского округа Тобольской губернии. В 1879 г. окончил физико-математического факультет Санкт-Петербургского университета, по естественному разряду.

Участвовал в экспедиции Григория Потанина в Северо-Западную Монголию и в Урянхайский край в 1879 году, собирал коллекции растений. С этого времени получил научную известность и признание. Состоял в нескольких научных сообществах:

• Императорское Русское Географическое общество (1879 г.);
  • Императорское Московское археологическое общество (1887 г.);
  • Финно-угорское общество (1889 г.);
  • Императорское Русское археологическое общество (1913 г.);
  • Восточно-Сибирский отдел Русского Географического общества (1902 г.).

В 1881 и 1883 гг. совершил два путешествия на Алтай и за Саяны по поручению Русского Географического общества, за что был награждён серебряной медалью ИРГО.

В 1887 году поступил на государственную службу в Управление акцизными сборами Восточной Сибири с пребыванием в г. Минусинске, где начал сотрудничество с местным музеем и его заведующим Н. М. Мартьяновым. Совмещал служебные обязанности с исследовательской работой, в том числе с раскопкой курганов, составлением коллекций, гербариев, сбором этнографического материала. Летом 1888 года совершил экспедицию по Васюганью (междуречье Оби и Иртыша) и Нарымскому краю, откуда вывез коллекции предметов материальной культуры остяков. Составил биографию Н. М. Мартьянова. Собранные Адриановым коллекции хранятся в музеях Томска, Минусинска, Москвы, Петербурга, в Ботаническом институте. Кроме того, А. В. Адрианов являлся первооткрывателем Енисейских писаниц.

В 1908 г. сделал первую публикацию о Тунгусском метеорите, через 12 дней после самого события.

В 1913 г. за опубликованные в прессе сведения о рабочих стачках на фабриках и заводах уволен в отставку и приговорён к ссылке на три года в Минусинск. В ссылке собирал фольклорный материал, исследовал историю и этнографию коренного населения — хакасов, проводил раскопки курганов Хакасско-Минусинской котловины. Адрианов — составитель очерков по геологии и гидрографии Енисейской губернии.

В 1915-1916 годах совершил последнюю экспедицию в Урянхайский край, произвёл раскопки древнекитайского города на реке Элегест.

B. Адрианов неоднократно подчёркивал, что работает для будущих исследователей, и сам себя называл «маленьким провинциальным работником». Но для современной археологической науки он навсегда останется одним из родоначальников сибирской археологии. В память об Александре Васильевиче Адрианове на здании Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова в 2010 г. открыли памятную табличку.