Татары

В Сибири рост татарского населения происходил преимущественно за счёт переселения поволжско-уральских татар. Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губернии в сер. XIX в. Со временем они стали большими сёлами в 250-300 дворов.
После отмены крепостного права до конца XIX в. за Уральский хребет переселилось свыше 40 тысяч татар, которые по численности практически сравнялись с местными сибирскими татарами. В Енисейской губернии в 1897 г. насчитывалось 6 тысяч татар, что составило 1,1 % от общего числа населения.
Со строительством Транссибирской железной дороги и проведением Столыпинской аграрной реформы резко усиливается поток мигрантов в Сибирь из различных губерний России, в т. ч. из Казанской и Уфимской. Именно в этот период в Енисейской губернии появилось большинство татарских деревень. Например, с 1907 по 1910 г. было образовано 5 мононациональных татарских селений, в 1911-1912 гг. — 47.
Революционные события 1917 г. и Гражданская война стали переломными событиями в жизни татарского населения Сибири. Сразу после изгнания колчаковских войск в Енисейской губернии были созданы специальные татарские секции в структуре партийных и советских органов, а также в системе народного образования.
После страшного голода в начале 1920-х гг., поразившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и переселенцев, в т. ч. татарской национальности. К концу 1926 г. на территории края имелась 71 татарская деревня и проживало уже 23 тысяч татар, что составляло 1,7 % населения региона.
Максимального значения численность татар достигла к концу 1980-х гг. — 54,1 тысяч человек.
Сегодня по Красноярскому краю татары насчитывают 34,8 тыс. человек и являются третьим по численности народом после русских и украинцев.
Традиционные занятия
Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Выращивались пшеница, рожь, овёс, ячмень, горох, лён и конопля. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, татарами-кряшенами — свиньи. В степной зоне стада были значительными, а у оренбургских и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади — как влияние кочевого прошлого.
Разводилась также домашняя птица — куры, гуси, утки, в последнее время — индейки. Огородничество играло второстепенную роль. Пчеловодство было традиционным для поволжско-уральских татар.
Наряду с сельским хозяйством важное значение имели различные промыслы и ремёсла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, кожевенное, плотницкое, столярное и т. п.
Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, ювелирное дело — гравировка, чеканка, штамповка. Исконными для татар были торговля и торгово-предпринимательская деятельность.
Жилище
Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Усадьбы разделялись на две части: переднюю — чистый двор, где находились жилище, хранилища, скотные помещения, и заднюю, где размещался огород и гумно.
Преобладала срубная техника строительства. В степных зонах возводились жилые постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Превалировал двухкамерный тип: изба — сени. Кровля стропильной конструкции, двускатная, местами четырёхскатная. Покрывали её тёсом, дранкой, соломой, лубом, глиной или камышом, в зависимости от территории.
Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зелёных тонов. Традиционные особенности интерьера — свободное расположение печи у входа и наличие в помещении низких многофункциональных широких нар: на них ели, отдыхали, работали.
Площадь избы разделялась перегородкой или занавесью на женскую (кухонную) и мужскую (гостевую) половины. Спальные места огораживались занавесью. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на пол войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. п.
Национальный костюм
Мужская и женская нательная одежда — рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением.
Поверх рубахи надевали безрукавный камзол. Женские камзолы шились из цветного, чаще однотонного бархата и украшались по бортами и низу тесьмой или мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года использовали бешметы, чекмени, дубленые шубы.
Повседневный головной убор мужчин — круглая тюбетейка (тубэтэй). Праздничная тюбетейка шилась из бархата и имела богатую вышивку. Женская шапочка – калфак — вышивалась жемчугом, мелкой серебряной или позолоченной монетой, золотошвейной гладью.
Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Среди женских украшений популярны крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки, эффектные широкие браслеты. Повсеместно распространены были нагрудные украшения из серебряных монет, передаваемые по наследству.
Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничная обувь была орнаментирована в стиле многоцветной кожаной мозаики.
В настоящее время национальный костюм или его отдельные элементы используют мало, в основном люди старшего поколения и по праздникам.
Культура питания
Основу продуктов питания татар-земледельцев и скотоводов составляли зерновые культуры, мясные и молочные продукты. В прошлом мука употреблялась главным образом ржаная, затем — пшеничная. Из круп отдавали предпочтение пшену, гречке, ячменю, а по праздникам — привозному рису. С конца XIX в. в обиход татар входит картофель, который со временем становится одним из основных повседневных продуктов. Из овощей татары предпочитали морковь, репу, лук, свеклу, тыкву.
С глубокой древности татары всех групп употребляли в пищу мясо крупного рогатого скота, овец, домашней птицы, дичи, а также конину. Любимым мясом всегда считалась баранина, лакомством — вяленая гусятина и утятина, домашние жирные колбасы (казылыки). В больших количествах применялся жир (бараний, говяжий, гусиный), реже конопляное или подсолнечное масло.
Традиционно богата у татар молочная кухня. Главным образом использовалось коровье молоко, сливочное масло (акмай), творог (эремчек) и его разновидности — отжатый катык (сёзме), своеобразный сыр — корт, кисломолочные продукты катык и айран.
В число запретных пищевых продуктов у татар попали: мясо свиньи и хищных животных (согласно нормам шариата), земноводные (змеи, лягушки, раки), налимы (похож на змею), лебеди и голуби (священные животные), грибы.
Выбор напитков у татар был сравнительно небольшим. Издревле они пили айран, получаемый путём разбавления холодной водой катыка. Такими же древними напитками, вышедшими из употребления, были подслащённая медом вода — щербет и слабо хмельной напиток из просяной муки — буза. В районах, примыкавших к башкирам и казахам, татарское население пило кумыс.
Но, конечно же, самым популярным напитком татар, начиная с XIX в. и по настоящее время, является чай. Предпочтение отдавалось насыщенным сортам индийского или цейлонского байхового чая.
Данные официального портала Красноярского края, «Этноатлас Красноярского края»
http://www.krskstate.ru/about/narod/etnoatlas/0/eid/12